Cartier
и
Государственный Эрмитаж
С февраля по апрель 2021 г. в Государственном Эрмитаже проходила выставка "Cartier: Продолжая историю. Шедевры декоративно-прикладного искусства Эрмитажа и ювелирное наследие Дома Cartier" при участии этого известного ювелирного дома. Реставраторы Эрмитажа при поддержке французского ювелирного дома отреставрировали несколько предметов из собрания музея: от масляной лампы, вырезанной из горного хрусталя арабскими мастерами тысячу лет назад, до фельдмаршальского жезла Александра II, инкрустированного драгоценными камнями. Об этом проекте можно посмотреть официальный ролик Эрмитажа, я же покажу несколько экспонатов выставки, вобравшей в себя не только отреставрированные экспонаты, но и иные из собрания Эрмитажа и Дома Cartier, которые привлекли моё внимание.
Ларец Ядвиги Ягеллонки
Ядвига Ягеллонка (англ. Hedwig Jagiellon, польск. Jadwiga Jagiellonka; 1513-1573), дочь короля Сигизмунда I Старого из династии Ягеллонов.

Портрет Ядвиги Ягеллонки,

работы Ганса Крелля (Hans Krell) 1537г.

По предположению искусствоведов Эрмитажа, этот ларец входил в состав приданого Ядвиги, вышедшей в 1535 году замуж за курфюрста Бранденбургского Иоахима II. Вероятно, в Россию ларец попал после состоявшейся в 1711 году свадьбы царевича Алексея Петровича и Софии Шарлотты Вольфенбюттельской, как приданое принцессы, которая была прямым потомком Ядвиги Ягеллонки.

Ларец Ядвиги Ягеллонки.

Серебро, драгоценные и полудрагоценные камни, жемчуг, эмаль; литье, чеканка. Германия, Нюрнберг, 1533 г.

Дополнительную информацию о ларце и еще несколько его фотографий см. на сайте Эрмитажа.
Хрустальная лампа
Эрмитажная хрустальная лампа X века создана средневековыми арабскими мастерами и украшена ювелирами эпохи итальянского Возрождения.

Лампа.

Горный хрусталь, золото, эмаль, резьба, шлифовка, полировка, роспись. Египет. Вторая половина X в. (камень), Италия. Конец XVI в. (оправа).

Интересные подробности истории этой лампы удалось узнать из интервью Анастасии Тепляковой, научного сотрудника отдела Востока Эрмитажа, данного ей в октябре 2016 года петербургской студии "Радио России":
История её в основном анонимна. То есть, нет ни подписи мастера на ней, ни имени заказчика, хотя для египетских вещей характерно, что очень часто указывалось имя султана, халифа или эмира. Доказать, для кого она была сделана, кем и в какой мастерской, а это может быть и Каир, и Басра в Ираке, к сожалению, мы не можем. Мы не знаем, как она попала в Европу и при каких обстоятельствах делали для неё оправу. Единственное, что мы знаем, – это то, что она поступила из собрания известного дипломата и коллекционера Дмитрия Павловича Татищева. Он служил послом в Неаполе в начале XIX века, и после его смерти в середине XIX века лампа из горного хрусталя поступила в императорский Эрмитаж в составе огромной коллекции. У неё очень забавная история. Из коллекции Д.П. Татищева она поступила в собранном виде, но затем, вероятно, где-то в 30-е годы было принято решение разделить восточную лампу, от оправы её освободить и передать в отдел Востока. А западная оправа и сама ножка оставались в отделе Запада. Ездила сама эта восточная лампа по всяким разным выставкам, публиковалась очень долгое время сама по себе. А в начале 2000-х годов сотрудники двух отделов – Востока и Запада решили, наконец, восстановить вещь в том виде, в котором она поступила в музей. Лампа была передана реставраторам, которые объединили, прикрепили к лампе эту самую оправу. Это случилось где-то в 2004 году.

Анастасия Теплякова
научный сотрудник отдела Востока Эрмитажа
С полным текстом интервью можно ознакомиться на сайте Радио России. А ниже официальный ролик Эрмитажа, рассказывающий про лампу.
Фельдмаршальский жезл
Фельдмаршальский жезл создан по заказу императора Александра II в 1878-1879 году петербургским ювелиром Юлиусом Кейбелем. После гибели Александра II фельдмаршальский жезл был выдан генерал-адъютанту И.В. Гурко, произведенному в фельдмаршалы в 1894 году, а после его смерти, в 1908 году, возвращен в кабинет Его Императорского Величества. В 1910 году жезл был пожалован королю Черногорскому Николаю Негошу, произведенному в чин фельдмаршала в связи с провозглашением княжества Черногория королевством. После Первой мировой войны многие королевские и военные регалии династии Негошей оказались в частных собраниях США и Европы. Такая же участь постигла и фельдмаршальский жезл Александра II. В 2004 году он был продан на аукционе Christie’s. Интересной может показаться история покупки этого жезла, которую еще в 2005 год опубликовал журнал "Итоги". По официальной версии жезл был получен как дар от анонимного мецената и передан в Эрмитаж Президентом России В. В. Путиным в октябре 2018 года в ходе его визита вместе с канцлером Австрии в Эрмитаж.
Фельдмаршальский жезл.
Золото, серебро, изумруды, бриллианты, алмазы-«розы», эмаль; золочение, чеканка, гравировка. Санкт-Петербург. Мастерская Ю. Кейбеля. 1878-1879 г.
Броши, подвески и прочие украшения
На выставке были представлены различные ювелирные изделия - украшения, каждое из которых является произведением ювелирного искусства.
Корсажная брошь.
Платина, бриллианты-«роза: круглые, бриллианты старой огранки, горный хрусталь резной, бриллиантовая обсыпка. Cartier, Париж. Специальный заказ. 1913 г.

На броши штандарт с Триумфальной аркой пересекает маршальский жезл - напоминание о том, что Дому Cartier было доверено изготовление маршальских жезлов, врученных президентом республики полководцам-победителям.
Брошь «Флаг с триумфальной аркой».
Платина, золото, бриллианты-"роза" и круглые старой огранки; рубины, сапфиры ограненные, гиацинты, изумруды фантазийной огранки, оникс ограненный. Cartier, Париж. 1919 г.
На броши штандарт с Триумфальной аркой пересекает маршальский жезл - напоминание о том, что Дому Cartier было доверено изготовление маршальских жезлов, врученных президентом республики полководцам-победителям.
Брошь «Триумфальная арка».
Золото, платина; бриллианты-"роза", бриллианты круглые старой огранки, сапфиры-кабошоны, сапфиры, рубины и изумруд фантазийной огранки, топазы ограненные и калиброванные, оникс. Cartier, Париж, 1919 г.
Шляпная булавка.
Платина; горный хрусталь резной; бриллиант старой огранки, бриллианты одинарной огранки. Cartier, Париж. 1912 г.
1. Брошь «Византийский крест». Золото; бриллианты, рубины, сапфиры, изумруды. Cartier, ок. 1993 г.
2. Подвеска "Распятие". Золото, серебро, бриллианты, сапфиры, рубины, изумруды, жемчуг, лунные камни, опалы, топазы, 1934г.
3. Подвеска. Золото, серебро; круглые бриллианты-«роза», бриллианты старой огранки, сапфиры квадратной, прямоугольной и круглой огранки, рубины круглые ограненные и калиброванные, изумруды фантазийной огранки, жемчужина. Cartier. Париж, ок. 1900 г. Выполнена в мастерской Леона Кулона - поставщика Дома Cartier с 1884 года.
1. Подвеска - триптих «Непорочная дева». Золото, платина; бриллианты-"роза", сапфиры ограненные и калиброванные, эмаль витражная рlique-a-jour желтая и синяя. Cartier. Париж, 1916 г.
2. Брошь-камея. Золото чеканное и полированное (оправа камеи). Cartier. Париж, ок. 1860 г.
1. Орден Почетного легиона. Золото, платина; бриллианты-"роза", эмаль зеленая и синяя. Cartier, Париж, 1920г.
2. Брошь "Кокарда". Платина; бриллианты-"роза", сапфир-кабошон. рубины и сапфиры ограненные калиброванные, бриллиантовая обсыпка. Cartier. Париж, 1918r.
1. Брошь в индийском стиле. Золото; портретные бриллианты, сапфиры ограненные, рубины-кабошоны, изумруды-кабошоны, жемчуг круглый и неправильной формы, бирюза-кабошоны, бусины бирюзовые, эмаль красная и зеленая. Cartier. Париж, 1938г.
2. Колье в индийском стиле с подвеской. Золото; портретные бриллианты, бриллиант квадратный, бриллиант-"роза", рубины кабошоны и гравированные, изумруды резные, бусина изумрудная, жемчуг, жемчужина каплевидная, нефрит резной и белый инкрустированный, эмаль разноцветная; шнур шелковый. Cartier. Париж, 1928. Специальный заказ.
3. Подвеска. Платина, бриллианты-"роза" круглые, бриллианты старой огранки, кабошоны из двух звездчатых сапфиров (13,45 и 1,98 карата), жемчуг круглый и каплевидный, горный хрусталь резной, бриллиантовая обсыпка; черный шелковый шнур. Cartier. Париж, 1912г.
1. Браслет в византийском стиле. Золото полированное; изумруд (6 карат) овальный ограненный, сапфиры, рубины и изумруды ограненные. Cartier. Париж, 1945 г.
2. Кольцо. Золото, платина; бриллианты круглые одинарной и старой огранки, изумруд-кабошон (2.34 карата), изумруды овально-ограненные, сапфиры, рубины. Carter. Париж, 1945 г.
Брошь «Крест ордена Святого Гроба Господнего». Платина; бриллианты одинарной и круглой старой огранки, рубины и изумруды ограненные и калиброванные. Cartier. Париж, 1929 г. Специальный заказ.
Изделия в стиле Tutti Frutti уже более века являются визитной карточкой Cartier. В 1911г. Жак Картье, путешествуя по Индии, вдохновился яркими красками и ювелирной культурой тех мест и создал первые украшения с основной цветовой палитрой в красном, зеленом, синем цветах.
1. Браслет «Tutti Frutti». Платина; алмазы бриллиантовой круглой старой и одинарной огранки, рубины резные, рубины-кабошоны, бусины изумрудные и сапфировые рифленые или гладкие, окруженные бриллиантами; черная эмаль. Cartier. Нью-Йорк, 1928 г. Специальный заказ.
2. Пара брошей «Tutti Frutti». Платина, золото белое; алмазы бриллиантовой круглой старой огранки, рубины резные листообразной формы, рубины-кабошоны, бусины рубиновые, бусины изумрудные желобчатые или гладкие, украшенные алмазами в гнездах, изумруды-кабошоны; эмаль чёрная. Cartier. Нью-Йорк, 1929 г.
Парюра (набор украшений). Золото; аметисты овальные и каплевидные ограненные. Cartier, Париж. Ок. 1850 г.
1. Несессер. Золото; сапфиры ограненные и калиброванные, два сапфира-кабошона. Cartier. Лондон, 1947 г.
2. Футляр для драгоценных камней. Золото полированное и чеканное. Cartier. Нью-Йорк, 1932 г.
3. Портсигар. Золото розовое и желтое; сапфир-кабошон на кнопке. Cartier. Париж, 1912 г.
4. «Русский» портсигар. Горный хрусталь, золото, платина, эмаль красная и синяя, бриллианты-«роза», хлопковый шнур. Cartier, Париж. 1925 г.
5. Пудреница. Золото, серебро; эмаль белая и прозрачная опаловая розовая по гильошированному фону, бриллианты-«роза». Cartier. Париж, 1911 г.
Часы
Из представленных на выставке часов, наибольшее впечатление на меня произвели Таинственные часы, «Модель A». Таинственность их в том, что стрелки «парят» и не видно механизма, который приводил бы их в движение.
Механизм был изобретён французским часовщиком и иллюзионистом Жаном-Эленом Робер-Юденом (1805-1871). Идея в том, что вращаются не сами стрелки, а прозрачные диски со стрелками. Эту идею подхватил и довёл до совершенства Морис Куйе, который работая на Дом Cartier, в 1912 году выпустил первые часы Model A.
Таинственные часы, «Модель A». Платина, золото, горный хрусталь, нефрит (подставка); 4 сапфира-кабошона, бриллианты-"роза", эмаль белая. Cartier, Париж. 1918 г.
Часы стали популярны, многие королевские дома и миллионеры того времени сделали на них заказ.
Представленный на выставке экземпляр часов принадлежал великой княжне Ольге Константиновне - на подставке её вензель - «О» под короной.
Великая княжна Ольга Константиновна (1851-1926), дочь великого князя Константина Николаевича, внучка императора Николая I, племянница императора Александра II, жена греческого короля Георга I. На фото Ольга Константиновна в традиционном греческом костюме, 1870г.
1. Настольные часы с двумя кольцевыми циферблатами. Серебро чеканное, мрамор, эмаль зеленая, синяя и белая, золочение. Cartier, Париж. 1904 г.
2. Наручные часы. Платина, золото розовое, горный хрусталь гравированный, изогнутый по размеру запястья, бриллианты-«роза» одинарной и старой огранки, оникс, черный муар (ремешок). Cartier, Париж. 1913 г.
3. Настольные часы со стойкой. Cepe6po, платина, золото, горный хрусталь (круговая рамка), горный хрусталь резной )циферблат, эбонит (фон циферблата); бриллианты-"роза", эмаль белая. Cartier. Париж, 1914 г.
Кабинет с часами
Еще один экспонат, отреставрированный экспертами Эрмитажа при участии Дома Cartie - это кабинет с часами. В собрание Эрмитажа он поступил в 1925 году из собрания графов Строгановых. На обратной стороне есть латунная пластина с надписью: «Старинный туалет Марьи Яковлевны Строгановой, который она получила в числе приданых». Этот шкафчик с часами очень напоминает сказочный дворец.
Кабинет с часами
Изготовлен в Аугсбурге мастером Иоганном Геверсом в 1700-1705гг. Дерево, серебро, черепаховый панцирь, слоновая кость, бронза, металлические сплавы; литье, резьба, чеканка, раскраска, масляная живопись.
Несмотря на то, что выставка была совершенно не большой по количеству экспонатов, у многих из них можно было подолгу «залипнуть», разглядывая невероятную работу ювелирных дел мастеров.
Made on
Tilda