Колизей
РИМСКИЕ ПРОГУЛКИ (ЧАСТЬ 4)
Итак, впечатлившись монументом Витториано, пройдя мимо Римского форума, мы дошли до Колизея. Колизей (итал. Il Colosseo) или Амфитеатр Флавиев (итал. Anfiteatro Flavio), мне кажется, является одним из наиболее известных архитектурных символов городов мира. Недаром в 2007 г. он был выбран одним из 7 новых чудес света.
Il Colosseo
Колизей. Взгляд снаружи
Строительство амфитеатра начал в 72 г. н. э. император Тит Флавий Веспасиан (лат. Titus Flavius Vespasianus), ныне известный как Веспасиан. Завершилось строительство амфитеатра в 80 г. н.э. при сыне Веспасиана, полном его тезке, императоре Тите Флавие Веспасиане (лат. Titus Flavius Vespasianus), ныне известном как Тит. Работы по архитектур­ному оформлению Колизея в 81-96 гг. н. э. продолжались при втором сыне Веспасиана - Тите Флавие Домициане (лат. Titus Flavius Domitianus), ныне известном как Домициан. Собственно, по фамилии его основателей из династии Флавиев и называется это грандиозное сооружение.
Амфитеатр должен был стать демонстрацией особого отношения императора Веспасиана к народу, затмевающим дурную славу предыдущего императора Нерона. Поэтому строительство было организовано на месте пруда, находившегося у Золотого дома Нерона. Этот дворец Нерон построил на землях, изъятых у народа. Сам Золотой дом был разобран и пущен на строительство амфитеатра, множество статуй из этого же дворца были использованы как украшения Колизея (стояли в арках на втором и третьих этажах). 
Но намного важнее, чем расположение, стало то, что амфитеатр был общественным зданием, а не личной собственностью императора.
Отдельно стоит упомянуть про открытие этого строения.
Гай Светоний Транквилл (лат. Gaius Sue­to­nius Tranquillus) писал в своей книге "Жизнь двенадцати цезарей" про Тита:
Щед­ро­стью он, одна­ко, нико­му не усту­пал: при освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он пока­зал гла­ди­а­тор­ский бой, на диво бога­тый и пыш­ный; устро­ил он и мор­ское сра­же­ние на преж­нем месте, а затем и там вывел гла­ди­а­то­ров и выпу­стил в один день пять тысяч разных диких зверей.
Гай Светоний Транквилл
Более подробное описание открытия Колизея приводит историк Дион Кассий (лат. Lucius Claudius Cassius Dio Cocceianus) в своей "Римской истории" в жизнеописании Тита.
"И если в прочих делах он [Тит] не совершил ничего особо выдающегося, то при освящении театра для травли зверей и терм, носящих его имя, он устроил много замечательных зрелищ. Так, были устроены бои журавлей, сражались между собой и четыре слона, а всего было убито до девяти тысяч домашних и диких животных, и в этих травлях приняли участие и женщины (но не из знатных семейств). 
Что касается мужчин, то многие сражались в поединках, многие бились отрядами как в пеших сражениях, так и на воде. Тит ведь, неожиданно наполнив ту же самую арену водой, запустил туда лошадей, быков и некоторых других домашних животных, которые были обучены делать в водной стихии всё то же, что и на земле; вывел он также и людей на кораблях; и они представили здесь морскую битву между коркирянами и коринфянами, а другие бойцы устроили подобное сражение за Городом у гробницы Гая и Луция, где в свое время Август выкопал пруд для той же самой цели. 
Здесь также в первый день прошли гладиаторские бои и звериные травли, при этом часть озера, обращенная к изображениям, была покрыта дощатыми настилами, а вокруг были устроены помосты для зрителей. Во второй день прошли конные ристания, а на третий - сражение на воде с участием трех тысяч человек, продолжившееся затем и на суше, в котором "афиняне", одолевшие "сиракузян" (так назывались сражавшиеся), высадились на островок и штурмом взяли стену, построенную вокруг памятника.
Такие были предложены зрелища, и продолжались они в течение ста дней, но Тит также устроил и кое-что полезное для народа. Он бросал на зрительские места небольшие деревянные шары с различными надписями, обозначающими какое-нибудь кушанье, либо одежду, серебряный, а то и золотой сосуд, либо коней, вьючное или другое животное, либо рабов. Те, кому посчастливилось поймать такой шар, должны были предъявить их раздатчикам даров и получить ту вещь, которая была на нем указана. Завершив эти представления, он в последний день плакал так горько, что его заметил весь народ".
Дион Кассий
Il Colosseo
Колизей. Взгляд изнутри
Мы приобрели билет с правом посещения арены и попали внутрь через северные ворота, через которые проходил император.
Вид на северные ворота
Как вы уже наверное поняли, из приведенных ранее текстов историков, первая арена Колизея была разборной. Арена разбиралась и получался огромный бассейн, который наполнялся водой и в нем можно было проводить морские сражения.
Конструкция современной арены
Позже пространство под ареной было застроено различными помещениями, в которых содержались животные и гладиаторы перед битвой.
Остатки помещений ниже уровня арены
Несколько слоев пола под ареной
К сожалению, нашествие варваров и падение Римской империи положили начало упадку былого величия этого монументального сооружения.
Колизей сильно пострадал от землетрясения 1349 г., во время которого обвалились огромные куски стен. В 1362 г. был устроен аукцион на осыпавшиеся при землетрясении строительные ма­териалы.
Обваливавшиеся части Колизея не пропадали даром, а активно использовались для строительства других сооружений с разрешения городских властей или Пап римских.
В 1439 г. из Колизея был вывезен травертин для работ в Латеранской базилике, камень брали для постройки собора св. Петра, для постройки палаццо Венеция, палаццо Канчеллерия и палаццо Фарнезе, для восстановления обвалившихся пролетов одного из римских мостов, для уплаты вознаграждения город­скому казначею в 1576 г., для ремонта дворца Сена­торов, для замощения площади Капитолия в 1698 г. и т. д.
Новые разрушения про­изошли в результате землетрясений 1698 и 1703 гг. и вероятно именно они довели амфитеатр до плачевного состояния.
На фотографии ниже, снятой с внешней стороны Колизея, видно, что эта стена не являлась наружной - лестница с внешней стороны ведёт на следующий уровень вверх.
Состояние многих лестниц весьма плачевное и они закрыты для посетителей.
К счастью для нас, деятельность не всех верховных понтификов (Пап Римских), принимавших участие в судьбе Колизея, негативно влияла на него. Некоторые из них сделали немало для сохранения Колизея и их имена упоминает эта мраморная доска: Клемент X, Бенедикт IV, Пий IX.
Бытует мнение, что подвергавшиеся гонениям, первые христиане принимали мученическую смерть на арене Колизея в борьбе с гладиаторами или дикими животными на потеху римской публике.
Сцену на эту тему изобразил французский художник Жан-Леон Жером (Jean-Léon Gérôme, 1824-1904).
"The Christian Martyrs' Last Prayer". Jean-Léon Gérôme
«Пока Колизей стоит» — говорили пилигримы в VIII столетии — «будет стоять и Рим, исчезни Колизей — исчезнут Рим и, вместе с ним, весь мир» (из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, 1895г).
В XVI веке Папа Пий V призывал паломников собирать песок с арены Колизея, как реликвию, пропитанную кровью христиан-мучеников. А в XVIII веке Папа Бенедикт IV в центре арены установил большой крест, а вокруг арены — точки крестного хода.
А вот так это место изобразил датский художник Кристоффер Вильхельм Эккерсберг (Christoffer Wilhelm Eckersberg, 1783-1853) в 1815-1816 годах.
"View of the interior of the Colosseum". Christoffer Wilhelm Eckersberg
Этот крест был установлен в 2000 г. по указанию Папы римского Иоанна Павла II.
Восстановительно-реконструкционные работы ведутся и сегодня (по крайней мере велись по состоянию на середину февраля 2020г). Видно, что местами кирпичная кладка обновлена.
Многие арки, ниши и проходы заполнены различными остатками архитектурных элементов. Во времена разрушения Колизея их не растащили ввиду непригодности, сейчас выбросить нельзя, а приспособить по местам не удаётся. Вот и лежат эти кусочки 3D-пазла в ожидании своей участи.
На этом я прощаюсь со своим читателем. Продолжение в серии Римских прогулок. Ну а для тех, кого зацепил Колизей, предлагаю ознакомиться с дополнительными материалами по теме:

Made on
Tilda