Музей был основан в 1908 году как частное собрание предметов коптской культуры, но уже в 1910 году открылся к посещению. Нынешнее здание построено в 1939 году и само по себе представляет большой экспонат. В его оформлении использованы двери, окна, балконы из старых коптских домов и церквей. Потолки отделаны искусно оформленным резьбой и росписью деревом.
Зданием музея можно любоваться не только изнутри, но и снаружи. Все эти великолепные деревянные окна и балконы смотрятся удивительно в ближневосточном стиле. Так и кажется, что сейчас откроется створка и выглянет Аладдин в тюрбане. Территория вокруг здания окружена пальмами, кактусами и другими растениями.
В самом здании и вокруг него расположено множество экспонатов из камня - статуи, колонны, капители, карнизы, неизвестного назначения элементы и даже каменная кафедра. Всё это собрано из различных разрушенных монастырей и церквей.
Фреска XI века из города Тебтуниса, ныне деревня Ум эль-Берегат, Файюм (Tebtunis, Um el-Beregat, Fayoum). На фреске изображены Адам и Ева до и после их грехопадения. Справа они изображены невинными, слева они прикрываются фиговыми листьями от стыда. Возможно арабский язык оказал влияние на роспись, так что повествование ведется справа налево.
Фреска 7-9 века с изображением трех сидящих святых происхождением из Бавита (Бауита), монастырь Святого Аполлона. Имя каждого святого написано на коптском языке над изображением. Тот, что посередине - Аполлон Бавитский, другой - Святой Фиб (Абиб), а третий - Ануп (Папоэ). Справа и слева два святых всадника (святые мученики). О культе Святого Аполлона можно прочитать в статье "Культ св. Аполлона и Фиба в позднеантичном Египте", вышедшей в журнале Российской академии наук "Вестник древней истории".
В музее представлены фрески 6-7 века н.э. из Саккарского монастыря Святого Иеремии. Фрески располагались в нишах различных помещений.
Панно VI века из монастыря Святого Аполлона, археологического памятника Бавит или Бауит (Bawit), является одним из показательных примеров замысловатых узоров, созданных с помощью циркуля и палитры используемых цветов. Это одна из самых сложных панелей коптского дадо (украшенная кайма вдоль нижней части стены). Интересно, что на панно видны выцарапанные надписи. Интересно, это монахи монастыря скучали во время служб или кто-то вандальничал на месте раскопок? К сожалению, музейная этикетка ничего про это не говорит.
"ЧЕТЫРЕ ЕВАНГЕЛИЯ НА АРАБСКОМ ЯЗЫКЕ С ПОЗОЛОЧЕННЫМИ ТИТУЛЬНЫМИ СТРАНИЦАМИ", 1340 г. н.э. Льняная бумага.
Евангелие от Матфея начинается с двух страниц, украшенных позолоченными геометрическими узорами и куфическим письмом.
Этот экспонат произвел на меня сильное впечатление. Я знал, что Евангелие переведено на многие языки мира, но в сочетании с арабской вязью как-то не представлялось мне.
На короне XIX века, использовавшейся Папой Кириллом V Александрийским (1830-1927), 112-м Папой Александрии и Патриархом престола Святого Марка, есть амхарские надписи: «Корона Негуса, Иоанн царь Эфиопских царей». Корона преподнесена в дар Папе Императором Эфиопии Менликом 2-м.
Папа Кирилл V благословил строительство Коптского музея, экспонатами которого мы сейчас любуемся.
На выходе из здания музея представлен интересный экспонат - деревянные носилки османского периода (XVI-XIX вв), инкрустированные костью и перламутром. Согласно музейной этикетке их происхождение неизвестно. Но известно, что они использовались для перевозки женщин-пилигримов в паломническом пути в Иерусалим. Удивительной силы духа и веры были женщины, которые отправлялись в многодневный путь в таких условиях.