ФОРУМ
РИМСКИЕ ПРОГУЛКИ (ЧАСТЬ 8)
Римский форум (лат. Forum Romanum) - общественная центральная площадь, созданная ещё во времена царского периода Рима. Форум был средоточием общественной жизни города: рыночной площадью, местом сбора горожан, праздничной площадкой, трибуной для ораторов.
Схема расположения Римского форума
Вид на Римский форум с холма Палатин
На территории Римского форума концентрация остатков древних сооружений на квадратный метр зашкаливает. От большинства из этих сооружений остались только руины, такие как на фотографии ниже, поэтому я упомяну только некоторые из них, что произвели на меня впечатление и попали в объектив моей камеры.
Вид на развалины
Tempio di Antonino e Faustina
Храм Антонина и Фаустины
Храм Антонина и Фаустины (итал. Tempio di Antonino e Faustina) был построен императором Антонином Пием (Тит Аврелий Фульв Бойоний Аррий Антонин Пий, лат. Titus Aurelius Fulvus Boionius Arrius Antoninus Pius) в честь своей жены в 141 г. н.э. После смерти Антонина в 161 г. храм посвятили и ему.
Храм Антонина и Фаустины
По легенде, именно в этом храме Св. Лаврентий был осуждён в середине III в. Считается, что не позднее XI в. храм был обращён в Церковь Св. Лаврентия (San Lorenzo in Miranda).
Грифоны на мраморном фризе
Грифоны на мраморном фризе
Храм Антонина и Фаустины. Фото Анастасии Шатовой
Нынешний барочный фасад был построен в 1602 г.
Для сравнения, вот так выглядел храм, изображённый в 1575 г. на гравюре французского художника Этьена Дюперака (Etienne Duperac).
Étienne Dupérac: Vestigij del Tempio di Faustina, qual gli fu drizzato da Antonino Pio suo marito...
Возле храма были обнаружены осколки статуй, возможно относящиеся к статуям Антонина и Фаустины.
via Sacra
Священная дорога
Священная дорога (лат. via Sacra) - главная дорога, что проходит через Римский город. По ней в Рим въезжали почётные гости, проходили триумфальные шествия. Триумфальная арка Тита расположена как раз на Священной дороге.
Триумфальная арка Тита, вид со Священной дороги
За свою долгую историю дорога неоднократно перестраивалась, укреплялась и украшалась. Во времена правления императора Нерона (в середине I в. н.э.) вдоль Священной дороги была установлена колоннада.
Колоннада вдоль Священной дороги
Колоннада вдоль Священной дороги
Basilica Santa Francesca Romana
Церковь Санта-Франческа-Романа
Церковь Санта-Франческа-Романа (итал. Basilica Santa Francesca Romana) расположена на части античного храма богинь Венеры и Ромы.
Санта-Франческа-Романа
статуи на церкви Санта-Франческа-Романа
В XII веке церковь была перестроена с добавлением кампанилы (итал. campanile – «колокольня»).
Кампанила церкви Санта-Франческа-Романа
Кампанила церкви Санта-Франческа-Романа
Церковь Санта-Франческа-Романа и комплекс пристроенных зданий. Фото Анастасии Шатовой
Вид на церковь Санта-Франческа-Романа с холма Палатин. Фото Анастасии Шатовой
Дорога вдоль комплекса зданий бенедиктинско-оливетанского монастыря Санта-Мария-Нова, что пристроен к церкви Санта-Франческа-Романа
Остатки апсиды храма Венеры и Ромы
Базилика Косьмы и Дамиана
Venus Genetrix
Храм Венеры Прародительницы
Храм Венеры Прародительницы (лат. Venus Genetrix) был возведён в 46 г. до н.э. Юлием Цезарем. На сегодняшний день от храма осталось 3 колонны из 8-ми, украшавших фасад.
Колонны храма Венеры Прародительницы
Капитель колонны
На самом деле храм Венеры Прародительницы находится на территории Форума Цезаря (лат. Forum Cæsari или Forum Iulium), первого форума, что был построен императором. Цезарь купил участок земли, расширив Римский форум.
Храм Венеры Прародительницы. Фото Анастасии Шатовой
Церковь Санти-Лука-э-Мартин (Chiesa dei Santi Luca e Martina) на территории форума Цезаря. Фото Анастасии Шатовой
Базилика Эмилия (лат. Basilica Aemilia). Фото Анастасии Шатовой
atrium Vestae
Дом весталок
Весталки (лат. virgo vestalis) — жрицы богини Весты, покровительницы семейного очага и жертвенного огня в Древнем Риме. Весталки поддерживали священный огонь в храме Весты, совершали жертвоприношения Весте и пенатам (боги-хранители и покровители домашнего очага), охраняли палладиум (священная статуя-оберег изображающая Палладу) и другие святыни. Доступ в храм Весты был ограничен; только женщинам разрешалось посещать его раз в год.
Дом весталок (итал. casa delle Vestali, лат. atrium Vestae), в котором жили жрицы, находился рядом с храмом богини Весты. На рисунке ниже здание круглой формы, это храм Весты, а слева от него, собственно Дом весталок.
Кристиан Хюльсен. Реконструкция дома весталок. 1905 г.
Император Феодосий I Великий в конце IV в н.э. запретил языческое вероисповедание, весталки были распущены. В Доме весталок размещались чиновники императора, а в последствии и папского двора. Окончательно здание было покинуто в XI-XII веках. На сегодняшний день от него мало что осталось.
Дом весталок
Статуя весталки
Вид на форум с другой стороны
На Римский форум можно полюбоваться и со стороны Капитолийского холма.
Вид на Римский форум с холма Капитолий
Вид на Римский форум с холма Капитолий
Вид на Римский форум с холма Капитолий
Templum Saturni
Храм Сатурна
Храм Сатурна (лат. Templum Saturni или Aedes Saturnus, итал. Tempio di Saturno) — один из древнейших храмов Рима. Храм в честь бога Сатурна был воздвигнут около 489 года до н. э. вскоре после победы над этрусскими царями.
Сохранившиеся колонны храма относятся ко времени перестройки храма в 283 г. н.э. после пожара.
Храм Сатурна
О связи с кинематографом
На парапете, что за спиной этого парня с очумевшим от количества впечатлений лицом, когда-то лежала потрясающая Одри Хепбёрн в фильме «Римские каникулы».
Кадр из фильма «Римские каникулы/Roman Holiday», 1953г. с Грегори Пеком и Одри Хепбёрн.
Это был первый голливудский фильм, снятый в Европе в исторических декорациях, а не в павильонах.
Кадр из фильма «Римские каникулы/Roman Holiday», 1953г. с Грегори Пеком и Одри Хепбёрн.
Кадр из фильма «Римские каникулы/Roman Holiday», 1953г. с Грегори Пеком и Одри Хепбёрн.
Вечерний Римский форум
Сгущающиеся сумерки опускаются на Римский форум. Таинственная атмосфера, создаваемая подсветкой остатков былого величия, дополняется многоголосием птиц и шумом современного города (ниже в ролике можно услышать). Тысячелетняя история прощается со зрителями, чтобы встретиться с ними завтра.
И в завершение
Сгущающиеся сумерки опускаются на Римский форум. Таинственная атмосфера, создаваемая подсветкой остатков былого величия, дополняется многоголосием птиц и шумом современного города (ниже в ролике можно услышать). Тысячелетняя история прощается со зрителями, чтобы встретиться с ними завтра.
«Мы смотримся в Древний Рим, как в зеркало. В его потемневшей, растрескавшейся поверхности мы узнаем себя: лица, привычки, карьеризм, тщеславие, шикарность, игру со смертью и с жизнью». 
Паола Волкова, «Мост через бездну. Комментарий к античности».
Made on
Tilda